Войти |ЗарегистрироватсяВсего пользователей 144 Статей 613


Работа стюардессы

Работа стюардессыПрофессия стюардессы бизнес-авиации — как книжка с захватывающими картинками. Свою работу они считают идеальной, а своих пассажиров — дорогими гостями. Мы побывали в школе, где готовят персонал для частных самолетов.

В школу стюардесс бизнес-авиации приходят не столько ради возмож­ности надеть красивую форму – бортпроводниц готовит почти каждая крупная авиакомпания. Но лишь у выпускниц этого учебного заведения борт становится социальным лифтом. Из которого можно если и не выйти на высшем этаже (традиция женитьбы олигарха на стюардессе ушла в прошлое вместе с разводом Романа Абрамовича), то хотя бы приобщиться к жизни богатых и знаменитых: типичный пассажир частного самолета – политик, бизнесмен, кинозвезда. «Это не работа, а стиль жизни, от которого потом непросто отказаться. Достаточно один раз подняться в небо, чтобы уже никогда не захотелось возвращаться в офис», – говорит Ирина Юшина, генеральный директор JetService, школы по подготовке стюардесс для бизнес-авиации. Ирина знает, о чем говорит: за ее плечами – пятнадцать лет работы бортпроводницей и 6000 часов в воздухе. Но ее до сих пор тянет «наверх».

Улыбочку, вас снимают

Бизнес-центр, школа JetService, второй день занятий. Стройные девушки рассажи­ваются на свои места и достают тетради. Первое, что бросается в глаза, – улыбки. Очень скоро я узнаю, что хотя хмурым в этом классе делать нечего, но и доброжелательность — не единственный критерий отбора учениц. «Мы берем только тех, в ком абсолютно уверены, что из них получится хорошая стюардесса. А без высшего образования и хороших манер это исключено», – говорит мне Ирина и проходит в центр аудитории. Первый вопрос, который она обычно задает абитуриенткам: почему вы хотите стать бортпроводником? Просто «мечтающих о красивой жизни» Ирина тут же отбраковывает – готовность к труду должна доминировать над желанием летать по всему миру. Ведь бортпроводница не «путешествует», а выполняет рейс. И не «по разным странам», а куда отправят. С самого первого занятия девушек настраивают на тяжелую («50% своего времени стюардесса тратит на уборку самолета»), но высокооплачиваемую работу. Оглашаются средние оклады: от 60 000 до 200000 рублей плюс командировочные от 150 евро в день. Но и это не предел: компанию одной из здешних выпускниц ее работодатель оценил в 300000 в месяц – бизнесмены, которые вкладывают в покупку и содержание самолета десятки миллионов евро, могут не экономить на сотрудниках. И если стю­ардессы у наших бизнесменов всегда соотечественницы, то пилоты, как правило, иностранцы. «Девочки, учите язык! С экипажем вы будете общаться только на английском, заказывать кошерную еду VlP-пассажиру, приземлившись в Африке, тоже», – заканчивает речь директор и тут же дает всем задание к завтрашнему дню составить на английском языке свое резюме.

Который живет над крышей

Третий день занятий. Утро начинается с обсуждения трагедии под Ярославлем. Погибла хоккейная команда «Локомотив». Наталья Шелест, которая читает лекцию по предмету «Сервис класса luxe», никак не может прийти в себя. Сейчас она начальник службы бортпроводников авиакомпании «Джет-2000», а когда-то летала, и погибший командир бизнес-джета Як-42 Андрей Соломенцев был другом семьи. Слышу из зала реплику: «Частный самолет подчиняется тем же законам физики и теории вероятности, что и все остальные, так что и богатые тоже боятся летать». Наталья рассказывает, что задача стюардессы – вселять в пассажиров уверенность в удачном завершении полета. «Кроме того, вы долж­ны дарить пассажирам домашнее тепло, – объясняет она. – Вот заходит он на борт усталый, в плохом настроении что-то, может, не то про него в газете написали. И видит фрукты на столике, цветы, шампанское. И понимает, что все в порядке, что его здесь ждали и можно наконец расслабиться».

Полевая кухня

Наступает перерыв, и Наталья наливает мне чай. Я видела, что заваривала его Света, по совме­стительству профессиональный чайный сомелье. На мой комментарий «Отличный!», не заду­мываясь, рассказывает: «Это же гуаньиньулун. Идеален для снятия стресса, выдерживает до 30 заварок. Сильный аромат, утонченный вкус». Света пришла учиться на стюардессу, потому что «любовь к небу у нее с детства». Ее мама работала экспедитором в аэропорту Алма-Аты, поэтому обычным делом для девочки было возиться нес игрушками, а с ланч-боксами. Но пластиковых коробок ей уже не увидеть – на бизнес-борту она будет расставлять фарфор и на­тирать столовое серебро. Посуда должна соот­ветствовать еде. «У нас особые пассажиры, и им нужна особая еда: если блины -то с икрой, если мясо – то мраморная говядина. И стюардесса должна стараться, чтобы на борту было абсолютно все, что нужно», – поясняет Ирина. «Абсолютно все» – это еще и винотека. Составлять ее тоже будет сама бортпроводница. Поэтому в школе в том . числе учат и отличать моносепажные сорта винограда от ассамбляжных, пинотаж от шираза, оттенки белой сливы от тонов фиалки.

Досмотр перед вылетом

В учебном классе стоит манекен, на нем – костюм стюардессы. Пиджак, юбка до колен, туфли на маленьком каблучке. От себя каждая девушка, как правило, добавляет к форме нитку жемчуга и маленькие часики. Это максимум, который позволителен на борту. Внешность «небесной ла­сточки» должна быть аскетичной – хотя стандартов красоты вроде бы и нет, очень красивых и бывших моделей в профессии не ждут. «Стюардесса не демонстрирует себя, она создает комфортную атмосферу, оставаясь незаметной. А у моделей самодемонстрация с эротическим уклоном выработана настолько, что они не могут даже поставить бокал на стол, не по­зируя», – говорит Наталья Либерт, психолог и бизнес-тренер. Помимо умения «поставить бокал», при приеме на работу соискательница сдает массу других «экзаменов». Свое заключение о ней дает кадровое агентство, личный помощник владельца самолета и даже пилоты. Сотрудница проходит проверку на детекторе лжи, ее биографию изучает служба безопасности, да и сам хозяин активно участвует в процессе найма. «Владелец самолета может задавать довольно странные вопро­сы, – говорит Юшина своим студенткам. – Например, один человек спросил стюардессу, насколько быстро она ест. Оказалось, что если «медленно, значит, и работает плохо». Для другого были важны аккуратность и чисто­плотность: на собеседовании, которое проходило зимой, он попросил девушку снять сапоги. Увидев педикюр, он успокоился: понял, что девушка за собой следит.

Чек-ин, чек-аут

Если провести в школе хотя бы два дня, начинает казаться, что проходишь инструктаж на военном объекте. Но если вдуматься, то понятно, почему: раз даже в метро объявляют, что это «транспорт, связанный с повышенной опасностью», то что говорить про самолет. Пусть и маленький, пусть и красивый, пусть и дорогой. Быть стюардессой бизнес-джета – ответственная работа. VIP-пассажир должен быть доволен полетом всегда – это закон. Начинающие бортпроводницы в своей работе первое время видят только преимущества. Но психологически выдерживают не все: не каждая воспримет как должное необходимость приседать перед клиентом на корточки (чтобы выслушать его пожелания или накрыть ему обед), переобувать его, пристегивать ему ремень безопасности – что делают сотни сотрудниц бизнес-джетов. «Стюардесса бизнес-джета долж­на ощущать себя в первую очередь хозяйкой дома, которая думает не о себе, а о том, чтобы ее гостям было хорошо», – говорит психолог и бизнес-тренер Наталья Либерт.

Я вспоминаю красоту облаков, яркий цвет закатов и историю будущей «небесной ласточки» Лены – на эти курсы ее отправил же­них, пилот из Швейцарии. Она выучится всем премудростям пилотажа и купажа и через год переедет в Женеву. Там они поженятся и будут вместе летать – он за штурвалом, она – в красивой форме.

Ноябрь 22, 2011 10:34:03 ДП


загрузка...


Комментарии закрыты.